ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  БИБЛИОТЕКА РИТМ

Объявление

Полная информация содержится в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2005

 
<<<   >>>
  СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

 

Внимание! Обновленную, дополненную и исправленную версию сайта см. с января 2011 года на новом сайте по ссылке: http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8.

 

МИЛЛИОНЫ ПУЗЫРЬКОВ СОЗНАНИЯ


Наша группа состоит из специалистов, относящихся к разным сферам познания - психологов, историков, филологов, физиков, математиков, медиков и т. д., которых интересует проблема целостного знания о мире и человеке. Отсюда некоторая нестандартность, необычность и публицистичность наших текстов. И, в принципе, группа открыта для сотрудничества с теми специалистами, которые сами в состоянии выходить за пределы своего узкого предмета (научной дисциплины, профессиональной сферы) навстречу специалистам других наук. Но таковых, как показывает практика, оказывается маловато, чем хотелось бы. Кроме того, что каждый занимается своим делом в своей области, они, такие наши специалисты, еще объединены в группу общими интересами, один из которых научно (на научном "языке") формулируется следующим образом: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТРАНСТВА НАУК В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ЗНАНИЙ В НАУКОВЕДЕНИИ.

Что сие означает?

Начнем с маленького и известного широким массам народа примера. Помните, телерекламу "миллионы шоколадных пузырьков"?.. Вот что сегодня можно взять в качестве наглядной модели! Сознание каждого из нас существует как бы внутри такого шоколадного пузырька. Между "точкой сборки", откуда мы ведем свое наблюдение и размышляем по поводу шоколада, и реальным, конкретным шоколадом существует некий объем (промежуточное состояние, "пустота") пространства с определенными свойствами, позволяющими нам взаимодействовать с этим шоколадом: наблюдать, описывать, как-то двигаться внутри этого пузырька относительно шоколада в целом, меняя ракурс восприятия, и т.д.…

Ну и все мы - посредством этого целостного шоколада - как-то общаемся и взаимодействуем между собой. Питаемся этим шоколадом, одеваемся в шоколад, купаемся в шоколаде, играем в шоколадные игры и т. д. Но относительно целостного конкретного шоколада в каждом из миллионов и миллионов пузырьков внутри него существуют особые мнения: к примеру, "пузырек сознания" физика отличается от "пузырька сознания" биолога и т.д. У них даже совершенно разные научные представления об этом шоколаде. В общем, шоколадные питание, одевание, купание и игры физик, биолог, психолог, химик и другие специалисты описывают по-разному. Потому что изнутри каждого отдельно взятого "пузырька сознания" шоколад видится по-разному. И расстояние, например, между пузырьком физика и пузырьком биолога может быть как относительно маленьким, так и относительно огромным и практически неизмеримым. Но это расстояние и это пространство между пузырьками как раз наиболее реально и конкретно - у каждого из специалистов в сознании нет шоколада, потому что сами они, физики, биологи, химики и менеджеры… - в пузырьке, но между ними - шоколад.

Трудно сказать, что происходит внутри шоколадного "пузырька сознания" физика или химика реально: к примеру, едят ли они сам шоколад, или у них в сознании просто создается абстрактное представление, иллюзия о том, что они едят этот шоколад? Если в их сознание поступает шоколад, то каким путем это происходит?.. А вот о том, что между шоколадными пузырьками есть огромное пространство реального шоколада, мы все знаем из рекламы! Мы это к чему?

Мы просто хотим сказать, что наша объединенная "междисциплинарная" ("междунаучная") группа (а не отдельные специалисты) занимается не "пузырьками" отдельных шоколадных наук, а ищет пути, прокладывает мосты и проделывает проходы между этими пузырьками, то есть начинает (пока еще только начинает!) в течение последних лет заниматься самим шоколадом, а не отдельными представлениями и теориями об этом шоколаде. Ощущения и опыт совершенно другие, о чем вы можете судить из наших текстов, хотя мы говорим вроде бы о тех же самых вещах, с которыми многие из нас сталкиваются в окружающей действительности.

Конечно, немалому числу людей принять такой непривычный подход нелегко и даже нередко болезненно, особенно, когда варятся, так сказать, в собственном соку (в собственном "пузырьке сознания"), не имея опыта и технологий "командной" работы. Или когда вынуждены считаться с уставом того монастыря, в рамках которого проходит деятельность того или иного "пузырька сознания". Иногда это так втягивает человека в свою орбиту, что он уже перестает представлять другие видения тех же самых вещей и преимущественно идентифицируется со своим служебным положением. Отсюда и разная реакция на нашу информацию среди наших читателей: одни в восторге от нее, других же такой подход просто "бесит". Проблемная сфера не остается незатронутой. Особенно нелегко приходится узким специалистам, которые уже как-то признаны традициями научных школ и связаны внутришкольными правилами игры. Опытные ученые в переписке еще ведут себя как-то корректно и вежливо, а вот молодые или самоуверенные специалисты порой весьма категоричны, агрессивны и эмоциональны. Можем привести такой пример, самый свежий в нашей почте.

Многие наши читатели уже имеют представление о том, как формируются наши материалы: мы рассказывали, что они проходят не одни руки и не одну редакцию до полной готовности, и порой между началом работы и рассылкой подписчикам проходит не один месяц…

"Прошли" мы по теме "секса и массовой сексуальной литературы" нашим вышеописанным "синтетическим" методом и тут же получили такое письмо: "Господи, если бы Вы знали, как Вы меня разозлили своей рассылкой по поводу секса. Какой же самоуверенный невежественный бред. Ольга Л.". Нас, конечно, нисколько не удивили содержание и тон письма: мы не с луны свалились и хорошо знаем, что происходит в науках и научных учреждениях, а также с людьми, работающими в науке (с ними мы общаемся и очень уважаем талантливых узких специалистов, уважаем не меньше, чем талантливых художников, так как без них и без их исследований нам пришлось бы несладко со своим "междисциплинарным" подходом, потому что все пришлось бы начинать буквально с нуля). А читатели, знакомые с материалом наших текстов по теме "Секс как показатель культуры общения", могут себе представить, о чем речь в приведенном гневном письме.

Естественно, у нас возобладали из имеющихся две версии: либо это написала женщина с проблемами, либо это узкий специалист в затронутой области (хотя были и другие мнения, типа, при обсуждении кто-то из нас вслух в шутку вставил "либо и то, и другое вместе!"): имеется уже опыт подобного общения и в другой сфере. На наш запрос как-то представиться получили второе, не менее гневное письмо: "Разумеется, я специалист в области развития сексуальной эмоциональности. Я занимаюсь психотерапией развития сексуальности и исследованием сверхновых состояний сознания. Моей глубинной профессиональной целью является эволюция стандартов, предъявляемых к сексуальным отношениям и к сексуальной коммуникации в целом. То, что Вы пишите возмущает меня уже потому, что направлено на снижение, обесценивание этих стандартов. Прошу Вас не проецировать на весь человеческий мир собственные сексуальные проблемы! Попробуйте транслировать другим что-то позитивное, то что Вы умеете и любите! Ольга".

Жаль, конечно, но такие встречаются. Нынче этика поведения и отношений не в моде. Никакой простой человеческой терпимости к другому мнению, не говоря уже о научной и общекультурной толерантности к инакомыслию, раз человек причисляет себя к научным работникам. Этот специалист оказался слишком высокомерным и как раз "самоуверенным" (ее слово), чтобы снизойти до узнавания, с кем она вообще общается (она же специалист, а значит имеет право, ей все дозволено!), и до объяснения, что означает "развитие сексуальности" и у кого ее нужно развивать, и надо ли развивать, а может быть, причина проблемной сферы в чем-то другом (представляете, вы попадаете к такому хирургу, и у вас вырежут то, что, как впоследствии выяснится у других специалистов, не надо было вырезать!?)?.. Да и по тону письма вы, наверное, уже догадались, что это точно специалист, как сказано в письме, по "эмоциональности"! А "сверхновые состояния в психике", наверное, таких невежд, вроде нас, должны были уложить на обе лопатки. В любой нормальной научной статье, чтобы быть понятным хотя бы коллегам, прилагается расшифровка терминов. А тут пренебрежение и эмоции не позволили автору снизойти до понятного "перевода" ее профессиональной мечты: "эволюция стандартов, предъявляемых к сексуальным отношениям и к сексуальной коммуникации в целом". Больше половины слов в этой фразе носит явно терминологический характер и вовсе не относится к русскому языку. И мало кто из вас с ходу поймет, о чем речь в вышеназванной теме. Чем вам не практическая иллюстрация к тому, что мы описывали, когда говорили о стремлении некоторых специалистов осчастливить человечество "сексуальным путем"!? И заканчивается все менторским одергиванием не путаться под ногами и не мешать ей заниматься наукой: о сексе будет рассказывать она, а мы можем говорить только о чем-то "позитивном", например, о цветочках и бабочках!… Если, разумеется, разрешат говорить ботаники и энтомологи.

Вот как сложно бывает преодолевать "междисциплинарные" перегородки и выйти за пределы своего "пузырька сознания", пузырька своей науки или цеха (корпоративности)! Прямой перенос социальной или политической, идеологической или конкурентной борьбы в науку и даже просто литературу. Немало таких вещей наблюдается и за пределами наук и искусств, в обыденной жизни.

Практически каждый имеет собственное мнение по поводу того, что нужно сделать для того, чтобы человечество зажило счастливо и без проблем. Но очень мало среди них действительно понимающих, что надо идти навстречу друг другу реально, практически и каждым своим делом, и поступком, чтобы найти "шоколад", а не только абстрактно, в своем "пузырьке сознания". И тем более не требовать чересчур эмоционально от всех других подстраиваться к состоянию в своем личном "пузырьке сознания", как единственно верном состоянии. Пузырьки они от природы разные и должны быть разные. В рамках пузырька - любого! - шоколада нет! Шоколад находится в пространстве между пузырьками! Поэтому мало говорить бессчетное количество раз красивые и непонятные слова о науках по производству счастья на душу населения. А нужно предпринимать реальные действия, просчитывая весь процесс до возможной глубины видения.

До этого же ой как далеко, когда нет даже общих представлений, а есть только миллионы и миллиарды разрозненных пузырьков сознания, неспособных сообща осваивать "шоколадное" пространство, чтобы сладко было всем!

(Кстати, кто знаком с онтопсихологией, психосинтезом, НЛП и т.д., а также с различными направлениями буддизма, или некоторыми сочинениями Кастанеды… , те могут подтвердить, что наша аналогия, или модель, с шоколадными пузырьками имеет реальные, или даже научные, основания.)

Почему же так происходит?

Да потому, что за последние столетия (и даже тысячелетия) почему-то постепенно упрощается культура мышления и сознательное освоение мыслительных процессов. В связи с этим растет отрыв знаний и представлений о мире от самого Мира. Обсуждение этой проблемы в философии и науковедении тоже имеет свою давнюю историю, но проблема не решается, потому что "трещина" между сознанием и реальностью продолжает, - к сожалению ли, к счастью ли, - расширяться все больше и больше. В рамках отдельных наук ("пузырьков") это почти незаметно, хотя наиболее продвинутые ученые говорят и об этом, основываясь на данных той или иной своей науки. В общем, на сегодня мы имеем большой отрыв "научной действительности" от реального мира и практических технологий, хотя, конечно же, они, научная действительность (теория) и реальная действительность (Мир), имеют между собой множество точек соприкосновения и связок. Если бы не это, такую приблизительную и неконкретную "научную действительность", какую мы имеем сегодня, люди бы давно отправили на свалку истории за ненадобностью. А так, за неимением лучшего, все ростки которого тщательно пропалываются, считается, что и так сойдет.

На практике такое состояние выражается в том, что специалисты натаскиваются на практическую деятельность опытно-экспериментальным путем в специальных учреждениях: сложившиеся технология и алгоритмы, терминология и условный язык, формализация за счет утраты содержательности и т.д. (налицо обособление "пузырька научной дисциплины" от предмета исследования за счет как бы незаметного для неискушенных сдвига "точки сборки"). В результате, складывается парадоксальная ситуация. Например, специалист работает по определенным технологии и стандарту, не видя всего происходящего со всеми последствиями (ввод известных данных в неизвестный "черный ящик", чтобы на выходе получить известный, желаемый результат: реальный процесс, со всеми побочными эффектами, остается за пределами понимания и видения специалистов, потому что специалисты не выходят из своего "пузырька"), то есть "специалиста" назначает "организация" и предписывает что-то выполнять "от сих и до сих". Ответственность несет тоже "абстрактная" (разделенная до атомарного состояния отдельных блоков и элементов сознания) организация, а значит, практически, (обратите внимание!) никто или любой.

Такая жесткая структура интеллектуально очень неповоротлива и сковывает развитие процессов мышления и эволюции индивидуального сознания (но подробно об этом можно говорить только в рамках так называемого предмета психологии структуры "социального бессознательного"). В такой структуре и мыслить полагается только готовыми штампами и алгоритмами, т.е. условным языком данной конкретной дисциплины (предмета). То есть фактически только в рамках отдельного "пузырька". Поэтому современные специалисты все меньше и меньше имеют дело с "шоколадной" целостностью "межпузырькового" пространства и все больше и больше абстрагируют (иллюзионируют) внутри "пузырька".

Наука же (познание) в целом двигается теми, кто умудряется "сломать перегородку" и, выйдя за пределы "пузырька", достать настоящий шоколад. То есть двинуть науку на порядок вперед! Их потом называют "гениальными учеными". Но их, как мы все знаем, единицы на миллион специалистов. Тем не менее в сделанный ими проход потом устремляются стройные колонны специалистов, которые, между прочим, не дают проходить вперед тем самым талантам, кто в состоянии ломать тормозящие перегородки и границы…

В общем, как говорит незабвенный Ходжа Насреддин, от слов "халва, халва" во рту слаще не становится. От длительного пребывания в ограниченном "пузырьке сознания" тоже реального шоколада не прибавляется, его нужно добывать собственными мыслительными процессами. Для того чтобы всерьез заниматься такими процессами, надо выходить за пределы "пузырьков сознания", с которыми мы обычно имеем дело. Иначе все будет только проекцией реальной деятельности внутри пузырька, то есть иллюзией.

А мыслительные способности, как и физические способности мышц тела, атрофируются от невостребованности. Поэтому чем дольше мы пребываем без реального движения внутри своего "пузырька сознания", тем труднее потом выходить за ее пределы и хотя бы представить, ЧТО есть на самом деле реальный шоколад. (ЦСкА. 21.12.2002г.)

_____________________
РИТМ. 2005.
© При цитировании материалов ссылка на Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (http://www.zovu.ru) обязательна! Размещение копий на своих сайтах является нарушением закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm )

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2005г.