Избранные материалы номера
В предлагаемом научно-художественном очерке 90-х годов ХХ века своеобразно описывается русская психофилософская традиция и вероятное направление ее продолжения, о роли и значении русского характера в судьбах мира.
От редакции
ЗАГАДКА МИРА И РУССКИЙ ДУХ
(Огонь, вода и... космическая соборность)
Утраченные смыслы - Человекоцентричная любовь - Сердце и русский характер - Метапсихический круг бытия - Природные качества разума - Сердце и рассудочная ограниченность - Любовь, истина и... невежество - Раздельность мира и космическая соборность - Северный ветер и Грядущее - Альтернатива целомудрия - Русский дух и судьба мира.
На земле есть место, откуда открывается всё. Его легко найти, но трудно потом определить, куда нужно посмотреть, в какую сторону...
Это вовсе не иносказание и не притчевость, а древнейшее свойство русского языка - многозначность слов и многогранность таящихся за ними смыслов. За его мутной поверхностью - первозданная многослойная глубина. И не надо переводить с русского на русский: то, что сейчас не понято, будет осознано по возвращении...
Во всём нужна мера, а мерой, как известно, на все времена является человек. Однако его никто не видел и даже смысл слова утрачен. То, что словом пользуются всуе, не по назначению, ничего не меняет.
Человек есть, но кто его познает, кто раскроет тайну?
Русская психофилософская традиция, похоже, и сама не знает, что она человекоцентрична в высшем понимании, как сама любовь. Это любовь всегда только такова, заключает в себе всё, поэтому ей приписывают что угодно и говорят о ней что угодно. Рассудочный ум плутает и теряется в глубинах многомерных смыслов, хотя слово сказано, сказано по-русски.
Только чтобы её постичь, поверхностного ума (интеллекта) недостаточно.
1.
Любовь человекоцентрична, она есть преодоление существующего и подлинное творчество жизни. Выживание из ума в другое измерение, видимость благодарения и возвышение над своим маленьким эго делают возможными самоопределение на более высоком, интуитивно-разумном, уровне и обретение самобытности (даже бытийности!); самозабвенный отказ от всего поверхностного и очевидного, когда влюблённый живёт не для своего ограниченного эго, раскрывается в другом, как священное воспоминание и как проекция обращения к глубоко душевному, и в этом другом испытывает блаженство постижения собственного высшего Я, - в таком переходе в высшее измерение выражается сущность любви.
Не об этом ли хочет сказать всегда подлинно русский характер, как живое средоточие души? Не кому-то, а русскому характеру свойственны, по восторженной глубокой оценке И.В.Киреевского:
"…внутренняя цельность духа... стремление к живой совокупности сил разума... к истине посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и сосредоточению разума…"
... ... ... ... (публикуется в сокращении. Полностью см. в журнале "ЗОВУ РИТМ")
... ... ... ...
Некогда Северный ветер занёс в мир семена современной цивилизации. Восток и по сей день хранит память об этом. Однажды наступает момент, когда чаша весов, определяющих судьбу мира, склоняется к Западу. Гармония нарушается. Затем усиливается давление Запада на Юг. Север надолго выпадает из поля зрения мира.
На сегодня Запад сидит на Юге, как на пороховой бочке. Восток в значительной степени нейтрализован и зависим от Запада (если продолжать аналогию с весами, чаша Востока как бы подвешена в воздухе и не имеет "материальной" опоры, как Запад). Наступает кульминационный момент, когда взоры вновь обращены на Север. И удивлённый мир обнаруживает там какую-то тайну, знакомую, но давно забытую. Север теперь другой, но через все эпохи он пронёс качества иного миропонимания, которое неведомо Западу, но смутно помнится Востоком.
Север неуклюже, как медведь, пробуждается из беспокойной спячки, но уже знаменует собой начало иной эпохи...
Грядущая эпоха вряд ли может быть описана, и строить догадки неблагодарное занятие. Она будет определяться не теми критериями, какие характерны для оценки событий сегодня. Как в современном мире не "работают" критерии тысячелетней давности Востока, так и завтра не будут "работать" ценности рационального Запада. Научные прогнозы, как проекция вчерашнего дня на воображаемую плоскость завтрашнего, будут бессильны, как всегда.
Мистические и оккультные пророчества "переведены" на язык современной цивилизации, и смысл грядущих событий в их сущности непонятен современному уму. Да и психологические особенности провидцев вполне современны: они и в грядущем замечают только то, что видят здесь сегодня. Видится то, что видится, а что не привыкли замечать или игнорировали, не видят сегодня и здесь, как не видят " невидимый, но могущественный мир " здесь, с нами. Поэтому недостоверны и пророчества.
Единственно достоверное сегодня это то, что современный мир - это сегодня и здесь. А грядущее - это иное измерение, а не продолжение сегодня, как полагает плоский ум. "Там" иное сознание, иное качество, иные ценности и ориентиры, иное направление. И весьма сомнительно, исходя из этого, предполагать, что в грядущем ведущей ценностью останется " научно-технический прогресс ", который уже сегодня с очевидностью исчерпывает себя, фактически подводя мир к череде глобальных кризисов и катаклизмов, которые перетрясут мир XXI века. ... ... ...
(Волжанин А.П. Психодрама Человека. Кн.2. Гл.16. – Екатеринбург. 1994г.)
(примечание: публикуется в сокращении. Полностью эту статью читайте на страницах ноябрьского номера 2007 года журнала "ЗОВУ РИТМ")
возврат в начало раздела
_____________________
РИТМ. 2007.
Љ При цитировании материалов ссылка на Пресс-центр "Золотые
Врата Урала" (http://www.zovu.ru) обязательна! Размещение
копий на своих сайтах является нарушением закона об авторском
праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm )