ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  БИБЛИОТЕКА РИТМ

Объявление

Полная информация содержится в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Подписаться на рассылку текущих работ можно по адресу: http://www.zovu.ru/podpiska.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2005

 
<<<   >>>
  СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

 

Внимание! Обновленную, дополненную и исправленную версию сайта см. с января 2011 года на новом сайте по ссылке: http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8.

 

Центр Ужаса, Центр Боли…

(оппозиционный ответ на статью "Центр Сказки")


Сразу же следует признать, что в этом материале, в принципе, не говорится ни о чем новом и неизвестном, как не было никаких из ряда вон выходящих откровений в статье "ЦЕНТР СКАЗКИ", обосновывающем необходимость психологически правильного восприятия и осмысления психической реальности, в которой человек пребывает в течение жизни.

Пожалуй, общим местом, банальностью, для психологов является и факт социализации новорожденного человеческого существа. Никто и никогда у ребенка не интересуется, в рамках цивилизованных обществ (исключительные случаи практики тайных школ не в счет), зачем и с чем он явился в мир, какие у него судьбоносные задачи и какой он для их осуществления имеет потенциал. С первых же дней начинается суровый процесс приспособления и адаптации к существующим в социуме обстоятельствам: хозяйственно-бытовому укладу, правилам взаимоотношений и социального статуса, а также языку формального общения. С первых же дней начинается методичное уничтожение и систематическое подавление естественных установок и задатков, врожденных способностей и живых органов целостного восприятия реальности и взаимодействия с нею. С первых же дней начинается цивилизованная борьба с человеческой душой и закладывается основа социальной шизофрении.

Конечно, хорошо говорить о хорошем и правильном, о творчестве и радости, о "центре сказки"… Никто не осуждает за это. Только реальность состоит не из одних солнечных улыбок. А кто же скажет о другой стороне медали, которая тоже реально существует в этом мире и психике каждого из людей, так или иначе присутствующих в этом мире - о "ЦЕНТРЕ УЖАСА"!?

* * *

Углубляться в дебри психологических наук, ссылаясь на разные авторитеты и изыскания в серьезных направлениях современной методологии и традиций, нет смысла. Тем более их основы уже заданы в "Центре Сказки". И оспаривать мелкие неточности и несообразности - занятие для думающих недостойное. Вместо того, чтобы цепляться к словам, лучше следить за ходом живой мысли, за сутью.

С другой стороны, еще при чтении "Центра Сказки", так и подмывало спросить: а что же в нашем полярном мире является противоположным полюсом психического "центра сказки"? Логично же?

Но, видимо, не стоит и вопрошать вот так, глупо и с апломбом. Лучше подумать. И подумать основательно. Потому что "Центр Сказки" имеет серьезные изыскательские основания и наверняка учитывает и то, что я собираюсь сказать.

Любому, кто более или менее знаком с психологией и философией, развитием человеческой мысли и взглядов на мир в течение последних тысячелетий, хотя бы в европейском духе (если Восток оставить в покое), от античности и Платона до ХХ века и Фрейда, не стоит большого труда предположить эту противоположную и темную сторону, известную как "Танатос", или "влечение к смерти".

Нет, не будет здесь "глобальных" разговоров о судьбах человечества, "битвах цивилизаций", "армаггедоне", борьбе с международным терроризмом и грандиозных катаклизмах… О них позаботятся те, кто по роду своей профессии занимается этими темами. Здесь же речь пойдет о судьбе отдельно взятого человеческого существа, о его "маленьких" возможностях в этом "огромном и страшном" мире.

* * *

Сразу же надо открыто сказать, что рассуждения о "личной жизни" и "общественной жизни" людей, мягко говоря, в строгом научном понимании не совсем точны и не психологичны. Они только уводят в сторону от насущных проблем человеческого существования (может быть, к животному существованию в одомашненном варианте). Вернее говорить о "душевном" и "социальном" аспектах. И никакого "религиозного толка" в этих словах нет. Наоборот, в итоге психологически наиболее достоверная картина получается.

"Социальная" жизнь людей ("личная", "производственная", "общественная" и т.д.) строго расписана (ритуализирована, алгоритмизирована), вплоть до бессознательного автоматизма, в любом из известных цивилизованном сообществе. МОЖНО СОВЕРШЕННО НЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О ЖИЗНИ, А ТОЛЬКО ЗАУЧИВАТЬ И БЕЗУКОРИЗНЕННО ВЫПОЛНЯТЬ "СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ". Как обезьяна или попугай, или биокомпьютер. И прослыть при этом достойным гражданином! Помните у Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!.."?

Это нам всем с детства бросалось в глаза с каждой обложки школьных тетрадей советских времен. В других обществах и странах другие аналогичные приемы дисциплинирования социального поведения людей. При существующих обстоятельствах в ныне действительных социальных субкультурах и хозяйственных укладах регулирование гражданского права и социального поведения вполне правомерно. Никто этого и не оспаривает. Тем более в условиях дикой преступности и разгула международного терроризма, которые, хотя и кстати, являются порождением и следствием цивилизаторской деятельности технократического в течение тысячелетий людского общества.

В ходе "социальной" жизни возможно НЕ МЫСЛИТЬ! Вот что в данном случае важно подчеркнуть (и не придирайтесь к словам, ссылаясь на их разнообразные толкования в словарях, когда вы уже понимаете, о чем, психологически, тут идет речь!). "Не мыслить" (пребывать "в режиме автоматического функционирования" или "на автопилоте") можно до тех пор, пока гром не грянет и не случится в жизни нечто из ряда вон выходящее.

Кстати, у тех, кто не мыслит, известный "центр сказки" в психике практически бездействует (как автомобиль на стоянке с незаглушенным двигателем). Движения нет. Они ничего "масштабного" и существенного, творческого и значимого - как для отдельного человека, так и всего человечества - не создают. Никаких культурных ценностей и открытий! "На автомате" (заученных стереотипах и стандартах общественного приличия) можно спокойно существовать до самой пенсии. А потом…

Оставшись вне бурно текущей "социально-экономической, политической и культурной жизни" общества, за бортом "кипучей деятельности", наедине с самим собой, впервые за все время начинают лихорадочно соображать и дряхло пытаться мыслить о жизни. Одни ищут новые ценности, за что бы зацепиться, чтобы "плодотворно и полноценно жить". Другие стремительно, за считанные месяцы и годы, стареют и деградируют.

* * *

Но есть в каждом из людей "непокорный поэт", "вечный ребенок" или "непорочная душа". Как хотите, так и называйте: суть от этого не изменится. Да, вы правильно догадались: речь идет о "душевной жизни" каждого из людей.

Душевная жизнь, несмотря на социальное подавление с первых же дней, осознанно или неосознанно, вопреки всему существует в той или иной форме до последнего дыхания на земле. Не зря же и "материалисты", и атеисты вынуждены признать, что жизнь прекращается, когда "уходит душа". Только это "дыхание жизни" и поддерживает людей в мире, чем бы они при этом не занимались и вне всякого соответствия социальным нормам и обычаям того или иного сообщества.

Надеюсь, уж это-то объяснять не надо: одно и то же действие (например, убийство) даже в рамках одного сообщества может оправдываться или осуждаться в зависимости от обстоятельств, действующего законодательства и общественных нравов. И поэтому стоит ли удивляться тому, что "душа", непонятная для людей, как явление другого мира или измерения реальности, одинаково "поддерживает жизнь" как у благоверного гражданина, так и закоренелого преступника. Мотивы душевные, как говорится в загадочных и непонятных случаях, "одному богу ведомы".

Такое полярное противостояние "душевной" и "социальной" жизней может в течение всего периода существования от рождения до смерти как протекать в тихом, зачаточном, имманентном состоянии, так и проявляться бурно, катастрофически, патологически, антисоциально. И в любом случае название ему - "СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ", психическая раздвоенность, "двойная жизнь"… Двойные стандарты.

Причем людям с детства внушаются только требования социальных стандартов (общественной морали). А существование и реальность "иных" стандартов либо умалчивается, либо откровенно отрицается. Тех, кто пытается говорить о них, в некоторых особо темных и ограниченных режимах даже наказывают, вплоть до лишения свободы или смертной казни.

* * *

В таких жестко ограниченных условиях, разумеется, "СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ" всячески рекламируется, выпячивается на первый план и поощряется. Социальность заявляет о себе со всех сторон и громоподобно. Оглушает и подавляет психику, как набат. Никаких других звуков в больном бодрствующем сознании простого обывателя, кроме "социальных", уже не слышится. А если вдруг что-то, то послышалось, показалось, "какая-то мистика". Приснилось - так здравомыслящему не подобает придавать значение "сонному бреду".

Чтобы действительно услышать, надо же начать МЫСЛИТЬ. Для огромного числа обывателей - это практически невозможное и невероятное занятие. Да и слово-то означает для них не более, чем какие-то "заумные пустяки" непрактичных поэтов и философов. Но стоит только подумать, что в "тишине" может быть и другая жизнь - душевная, так сразу же наталкиваешься на массированные атаки и агрессивное противодействие социальной среды. Какая же она, однако, слабая - душа человеческая, не правда ли? За себя не может постоять!

А так ли на самом деле?

Социальная жизнь людей, если она уже столько существует и держится, ни в коей мере не является непримиримым антагонизмом душевной жизни. И бороться с социальной жизнью не только глупо, но равнозначно прямому умерщвлению людей. И надо быть весьма недалеким существом, чтобы подозревать "божественную" душу в человеконенавистничестве.

Люди создают такую социальную среду, какая у них получается, в меру осмысленности и разумности их деятельности. Никакая социальная действительность не является для души оправданием бездействия. Где приходишь в мир, там и живешь "на полную катушку", в меру душевных сил и социальных возможностей. Никакие отговорки не принимаются. Каждый проходит свой уникальный жизненный урок.

Словом, независимо от социальной атмосферы в том или ином обществе, душевная жизнь людей так или иначе всегда согласуется с социальной жизнью.

* * *

Вот тут-то мы и подошли, наконец, к тому, ради чего весь этот разговор затеян. Пора сказать о том МЕХАНИЗМЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ, которую условно можно назвать "ЦЕНТРОМ УЖАСА". И нет смысла говорить о том, что у этого механизма такая динамически равновесная природа, как и у "центра сказки". Вернее и более того, ЦЕНТР УЖАСА - это тот же "центр сказки", только в обратном состоянии. Существует постоянный риск, что "центр сказки" в один неблагоприятный момент обернется "центром ужаса".

ЦЕНТР УЖАСА - это психический механизм самоуничтожения и саморазрушения. Пока между душевной жизнью и социальной существует хотя бы малейшее соответствие врожденным программам самореализации и актуализации личности "центр сказки" поддерживает ситуацию ("вдыхает жизнь" в нее или там "энергию", не столь важно). Но преступив некую черту, изначально индивидуально заданную, которую нельзя было преступить, согласно собственным врожденным "матрицам" жизнедеятельности, любой из людей может "выдернуть чеку" гранаты, которую не отвязать и не выбросить. Тогда "песочные часы" переворачиваются: "центра сказки" нет - есть "центр ужаса". Механизм саморазрушения запущен. Остается отсчет времени - до последнего выдоха.

И тщетно взывать к осознанности, к богу, совести или общественному мнению, закону и т.п. "Центр Ужаса" касается не социальной жизни, а душевной. Слова, как формальное средство социального общения, здесь никчемны. И как бы вокруг ни грохотала социальная жизнь, как бы "логично" для себя и людей ни вел себя, все оправдывается личными самыми "благими намерениями", в то время как внутри, в гробовой тишине, отсчитываются мгновения (минуты или годы), которые еще остались.

Так наступает еще один конец света.

* * *

Наверное, не стоит и говорить о том, КАК это происходит. Все видели и постоянно видят, как ЭТО бывает - саморазрушение. Примеров в истории и современности - тьма тьмущая! От мировой литературы и кино до уголовной хроники и бытовых маразмов. Конец всегда один - смерть.

И не случайно, ради красного словца, этот психический механизм называется "центром Ужаса". Кто видит весь процесс саморазрушения хотя бы одного человеческого существа до конца, иное название этому механизму вряд ли даст. Мясорубки войн и боевиков и спецэффекты фильмов ужасов, в сравнении с настоящим ужасом, - лишь щекотание нервов. Многих от созерцания "выручает" их социально приобретенная слепота, глухота. И о всей глубине трагедии человеческой души они могут лишь догадываться, если в состоянии вообразить.

Но насколько роковым образом висит над каждым "центр Ужаса", настолько же эффективно действует и МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТЬ И СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, ИЗБЕЖАТЬ КАТАСТРОФЫ. Этот психический центр, который позволяет удерживать психологический БАЛАНС (жизненный или душевный тонус) и "не сорваться", тоже имеет характерное название - ЦЕНТР БОЛИ!

* * *

Боль может быть физической, может быть душевной, но только индивидуальной, внутренней. И никогда - социальной. Социум - это искусственное образование, у него нет органа ощущения боли. А соответственно нет и гражданских и правовых норм относительно такого явления, как боль. Разве что моральные установки как-то слабо пытаются внести ясность в этот запутанный вопрос, но безрезультатно.

Потому что суть боли к социальной сфере отношения не имеет и социально значимо не осознается. И поэтому люди ничего не придумали лучшего, кроме как истребления боли: боль уничтожается и искореняется так же, как и душевная жизнь, только более изощренно и жестоко.

В большинстве случаев до такой крайней меры доходит потому, что у людей с детства систематически притупляется чувствительность и бдительность психики и всего организма. После многолетнего истязания и дрессировки не то что психика, даже физическая реакция тела не сразу воспринимается и "слышится" в форме боли, как предупреждения о неблагополучии и необходимости исправления, исцеления ситуации. Боль, для утративших способность чувствовать ее, должна быть очень сильной, как колокольный набат, в звуковом аналоге, для глухих, чтобы "достучаться" наверняка. Но сильная боль - это уже и сильные, катастрофические и часто уже невосполнимые, разрушения и утраты. И выход люди находят только в одном - в операции по живому, с целью сохранения искалеченных остатков.

Вот таким образом и становится социальной нормой на века и на всю планету - физическое и душевное уродование людей, под флагом врачевания, гуманизма и спасения жизней!

ЦЕНТР БОЛИ, как механизм эффективной психокоррекции, исправно работает в течение всей жизни, но социальная практика в цивилизованных обществах основывается на воспитании нечувствительности и физико-химическом, хирургическом уничтожении боли. Причем людьми взамен этому природному механизму никакое другое средство, даже меньшей эффективности, не предлагается.

* * *

А естественный заменитель боли, как целительный бальзам, воздействующий до глубины души, существует в самой человеческой природе. Это своего рода другая сторона, другой полюс "Центра Боли". И поэтому это средство тоже индивидуальное, психическое, а не социальное.

Социум предлагает лишь вредные суррогаты - оргии и эйфории, алкоголь и наркотики, которые разрушают и отупляют и без того ослабленный организм людей, но ни в коей мере не лечат и не оздоровляют.

А мощный источник исцеления имеется в каждом из людей, и механизм запуска и действия, которым люди так неуклюже и безграмотно иногда пользуются, называется просто - ЦЕНТР РАДОСТИ!

Но об этом в другой раз.

(27 октября 2001.)

Неожиданная дискуссия? (В редакцию пришло письмо): Неожиданный материал прислали к нам, причем анонимно. Насколько видно по тексту, автор перед этим тщательно познакомился со статьей "Центр Сказки". Мы решили такой смелый ход представить всем читателям. Может быть, еще кто вступит в дискуссию и предложит такие же интересные мысли и идеи. Мы готовы опубликовать хорошие материалы.


_____________________
РИТМ. 2005.
© При цитировании материалов ссылка на Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (http://www.zovu.ru) обязательна! Размещение копий на своих сайтах является нарушением закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm )

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2005г.